Выбор подрядчика в условиях экономического кризиса в Беларуси

Многие из заказчиков, независимо от форм собственности и источников финансирования, в нынешнее непростое время, в условиях недостаточности финансовых средств, несвоевременности расчётов за реализуемую продукцию и большого желания экономии денежных средств, при выборе подрядчиков на строительство и проектирование объектов основным критерием оценки для заключения договора подряда выбирают ценовой фактор при рассмотрении конкурсных предложений претендентов.

На наш взгляд, именно сейчас, в условиях экономического кризиса, имеющего место в Республике Беларусь, недостаточно осуществлять свой выбор, исходя из цены предлагаемых проектных и (или) строительно-монтажных работ.

В условиях вынужденных простоев, вызванных отсутствием объемов работ, текучкой кадров, недовольных размером заработных плат в подрядном предприятии, при несвоевременных расчётах заказчиков с подрядчиком, участились случаи банкротства и как следствие, ликвидации подрядных организаций.

Некоторые подрядчики, чтобы хоть как-то продлить своё существование, не имея возможности заинтересовать заказчика иными подходами и условиями сотрудничества, не могут предложить ничего существенного кроме банального демпинга – безосновательного снижения цены работ, услуг, порой даже ниже своей себестоимости.

Конечно, данный подход в работе подрядчика – это путь в никуда и продление агонии своего предприятия.

Но и принятие таких «правил игры» со стороны заказчика – это, как правило, начало возникновения проблем с объектом строительства в части его реального выполнения, сроков самой стройки и вероятным поиском нового подрядчика взамен несостоятельного и, как следствие, изыскание дополнительных средств на завершение строительства. Как известно: скупой платит дважды.

Не стоит забывать, что гарантийный срок строительства объекта составляет не менее 5-ти лет. Возникает резонный вопрос: будет ли подрядчик, существенно снизивший стоимость своих услуг, обеспечивать гарантию все эти годы и откуда он возьмёт на это средства?

Бывают случаи, когда подрядчики, работая по сниженным ценам, беря авансы у заказчиков, направляют эти денежные средства на завершение предыдущих строек, а новых заказчиков заставляют ожидать «своей очереди».

Следует обратить внимание, что когда объектом строительства является котельная или объект газификации, заказчику порой практически не реально осуществить замену несостоятельного подрядчика на добросовестного по причинам, отчасти, нежелания новой организации «разгребать» незавершённую стройку предшественника и отвечать порой за чужие ошибки, а также, отчасти, причинам, сопряжённым со сложностью изготовления исполнительной документации в отсутствии предыдущего подрядчика.

Нелишним для заказчика является консультация по выбору подрядчика с заинтересованными организациями и надзорными органами, такими как:

  • Газоснабжающие организации;
  • Госстройнадзор;
  • Госпромнадзор;
  • Энергонадзор;
  • Госпожнадзор;
  • Департамент по энергоэффективности и т.д.

Но и здесь могут иметь место предвзятые рекомендации по причине «человеческого фактора».
Поэтому, важно обратить внимание на многое другое:

  • срок работы предприятия подрядчика с момента возникновения;
  • отзывы о его работе при отсутствии рекламаций;
  • перечень объектов завершённых строительством либо, если это проектная организация – проектов, получивших положительное заключение Госстройэкспертизы.
  • техническая оснащённость подрядчика (желательно своими глазами увидеть наличие машин и механизмов, сварочной, компрессорной, грузоподъёмной, землеройной и иной спец.техники, приборов и инструментов).
  • наличие штатных кадров специалистов и рабочих с аттестатами, удостоверениями обученности, повышения квалификации, проверки знаний, как по профессиональной пригодности, так и по охране труда.
  • наличие у подрядчика необходимых лицензий, сертификатов, свидетельств и аттестатов на право осуществления всех заявленных видов деятельности.

В настоящее время участились факты лоббирования органами исполнительной и распорядительной власти, Министерств и ведомств подрядчиков государственной формы собственности.

Наше сугубо личное мнение, что к заключению договора подряда с государственной строительной организацией надо подходить осторожно.

Не следует забывать, что по указанию руководителя облисполкома или райисполкома, либо своего министра, под угрозой от освобождения с должности, государственные подрядчики вынуждены строить без всяких гарантий расчётов со стороны бюджета либо инновационных фондов, и, как правило, рассчитываться с ними власть не спешит. Поэтому государственные предприятия, если в дальнейшем не изменятся подходы власти в разумную сторону, ожидает повсеместное сокращение или банкротство.

При этом невысокий заработок работников подрядчика ведёт к некачественному результату работ либо откровенному браку в условиях незаинтересованности исполнителя.

Другой стороной медали, являются мелкие (15-30 человек) приватные предприятия. У них, в силу численности, не всегда происходит взаимозаменяемость специалистов в случае болезни или увольнения работника. При отсутствии значимой балансовой собственности в виде объектов недвижимости, машин и механизмов, активов предприятия в виде резервных денежных средств, подобному подрядчику ничего не стоит, получив аванс, исчезнуть из поля зрения заказчика. А при том, что прыти у наших право-охранительных органов хватает в основном стоять на страже государственной собственности, а «социальный характер» белорусского государства вкупе с судебными инстанциями не предполагает быстрое восстановление справедливости, частным инвесторам остаётся только посочувствовать в неправильном выборе подрядчика.
Поэтому, разумное соотношение цены и качества, сильная профессиональная команда подрядчика и грамотные специалисты заказчика, послужной список, техническая оснащённость, соблюдение лицензионных требований законодательства, срок и опыт работы со стороны подрядного предприятия – вот залог успеха в строительстве объектов.

При этом важно отметить, что финансирование со стороны заказчика имеет такую же приоритетную роль, как и умение подрядчика построить объект.

Крайне важно, чтобы подрядчик заранее готовил заказчика, к тому, что необходимо после завершения строительства. Что нужно для дальнейшей эксплуатации объекта. Будет неплохо, если подрядчик в рамках своих лицензий может далее осуществлять техническое обслуживание оборудования и коммуникаций на объекте заказчика.

Если Вас, уважаемый заказчик, заинтересовала наша статья, если Вам импонируют наши советы и подход к работе, если Вы действительно хотите реконструировать либо построить свою котельную, газифицировать технологическое и отопительное оборудование, электрифицировать и автоматизировать производственные процессы своего предприятия, смонтировать системы отопления и вентиляции, обеспечить функционирование пожарной автоматической сигнализации, при этом выполнить всё это без простоев с грамотной комплектацией объекта оборудованием и материалами, а также осуществить данные услуги от проекта «под ключ» — мы с радостью готовы Вам помочь и стать для Вас надёжным партнёром в исполнении этих видов деятельности.

Генеральный директор ЧУП «Интергазсервис»    Г.В. Жуков